Пять важных предисловий


Georgiy Kolosov
2014 г.
фото Светлана Пожарская

Первое. Не зря говорят: «Не главное, какая у художника жена, главное – какая у него вдова!». Для фотографа проблема наследия острее: даже сохранный и систематизированный его архив не защищен от глупости издателей. Именно поэтому прозорливый Колосов, чтобы никого посмертно не ругать, решил все возможные альбомы составить сам. И ни в какой промежуточной форме свое пресловутое наследие не показывать. Очень правильно!

Второе. Если еще восемь лет назад в многолетней теме я вылавливал сквозной смысл, выстраивая выставочные блоки – по 2-3-4-5-6 фотографий – и в их последовательном взаимодополняющем единстве находил слово, то теперь замысел Автора я пытаюсь понять, соединяя карточки в альбомные пары – развороты, чередование которых должно явить своего рода фильм.

…Два изображения как два цинковых ведра – в каждом бессильная половина «критической массы». Столкнул – рванула мегатонна! Привыкнуть невозможно: сюжеты, снятые в разных местах с промежутком в пятнадцать лет, будто созданы для того, чтобы раскрыть и возвысить друг друга. За счет чего?

…Никакая семи-восьми-девятиотика не догоняет интуицию, соединяющую пары. Из понятного мне задним числом назову навскидку: 1) тонкие пластические переклички: встречные диагонали, раскладка пятен, квазисимметрия сюжетных центров, сходство перспектив и… 100 т.д.; 2) смысловые «игры»: близкий смысл «разнопланетных» сюжетов, близкие сюжеты с полярными смыслами, один сюжет – комментарий другого, одна ситуация просто поделена на два сюжета и… снова 100 т.д.; 3) если «герои» – лица, возможна и перекличка состояний, возможно и прямое их взаимодействие при пересечении осей взглядов, и так до без конца; 4) близость по «энергетике» («градусу», «звуку»): созерцание-созерцание, экспрессия-экспрессия, но изредка можно и полюса столкнуть. И всё это – в непредсказуемых сочетаниях!

Такое самораскрытие материала кристаллизуется в целостное высказывание и достигает полноты, когда все пары обретают свое место в последовательном альбомном строе. Как?

Главный принцип: никакой повествовательности, ноль литературы! Смена сюжетов, смыслов, форм от пары к паре – смерть монотонности!

Перейду на киноязык: монтажный кусок сокращается до двух кадров, пауза листания позволяет их взрывные склейки, которые через пять-семь разворотов непременно аукаются сюжетами, ненавязчиво прядя сценарную нить. Узлы напряженности на ней задают ритм, плюс ключевые начало и конец, и… в руках счастливого зрителя (на выбор) – фильм или симфония.

Очень хорошо! Но… если в альбоме 100 карточек, то количество возможных пар – число сочетаний из 100 по 2. А вариантов их последования – число сочетаний из 50 по 50.

Есть только один способ обойти безжалостную комбинаторику: тасовать карточки и трясти архив до тех пор, пока не забьется память, не сжалится Автор, и процесс не пойдет сам собой.

«Всякое дыхание…» я не смог сдвинуть с места пять лет. «Русский Север» вынудил к компромиссам. «Чудотворец» – первый по времени альбом – составлялся с 2006-го по 2008-й. Два года. Но…

Но он и открыл мне исключительную силу этой формы, превосходящую даже привычную мне выставочную. Только через нее, как через очевидное чудо, видишь замысел Автора в полноте.

Третье. Сайт со временем прирастет еще и цифровым Колосовым (альбомы «Хорошая квартира» и «Все живы!»), стихотворным сборником, статьями, где в том числе предъявлен и мой христианский опыт, и… посмотрим.

Четвертое. Моя великая благодарность всем тем, кто вытерпел меня в этой жизни, начиная с Татьяны Подрезовой (40 лет мучений!), и помог Автору явить всё то, что здесь представлено.

Пятое. Кому надоедят мои пары в альбомах - может клюнуть стрелкой любую карточку и листать фотографии по одной в любую сторону.



Ваш Георгий Колосов
Декабрь, 2014 год