«Сон разума»


Памятная с детства тяга к таинственному поэтапно сформировала Г.К. и как зрителя (читателя, слушателя). Не знаю, насколько этот опыт универсален, но… поделюсь.

Первый этап: считывание сюжета – о чем? («Очень интересно!»)

Второй – чтение форм, наслаждение языками – как сказано! ( «Всё понимаю!»)

Третий: сквозь любые формы – извлечение смыслов и… вопрос: ради чего?

Далее… пресыщение культурными кодами и духовный опыт освобождают от культа искусства вообще и сводят интерес единственно к тайне Жизни. Живой Жизни в любых ее правдивых художественных интерпретациях.

Такая свобода позволяет видеть гений адекватности в африканской маске и дьявольскую карикатуру в канонической иконе, одинаково отторгая и то, и другое.

А последние три года во всякой тайне я слышу откровение памяти. Вселенской памяти, которая как в «образе и подобии» содержится в каждом человеке в полноте. Божественной памяти, способной предъявлять не только прошлое, но и будущее.

И самым парадоксальным образом Фотография, всегда привязанная к тому, что здесь и сейчас, может являть и то, и другое. Время и место выбирает она сама.

Серия «Сон разума» была снята одним днем – 3 октября 1997 г. Место – ближайший пригород Серпухова, где квартировал последний пикториальный фестиваль. Собственно съемка – слепой эксперимент. Негативы (которые я читаю как позитивы, без контролек) произвели столь отталкивающее впечатление, а сюжеты показались столь неактуальными, что я забросил их на двенадцать лет. Отобранные и оцифрованные один к одному в галерее «Феофания» (галерист Константин Бенедиктов, оцифровка – Дмитрий Долгов), в 2009-м они были в черный брак распечатаны «Фотопроектом» – и снова заброшены. Файлы пропали. Через три года Дмитрий разыскал свою работу в мусорке «Фотопроекта» и вручил мне как чудо. Владимир Нефёдов укрупнил зерно и причесал плотности. По краям кадра – лохмота от чернения кадрового окна моего «Зенита 3М» (справа вверху ворсистая полоска отклеилась). Карточки – документальней не бывает. Напоминаю: съёмка – 1997 год.

…«Сон разума» – единственная серия, где я намеренно не раскрываю оптику и «героев». Первая – единична, вторые – вечны. Россия, на дворе 2015-й год. Всех узнаёте?


Март, 2015 год