«Лабиринт духа»


Горельефы первого храма
2013 г. Задворки Донского монастыря
фото Георгий Колосов

…Когда один церковный художник, около года проработавший на росписях Храма Христа Спасителя, предложил братии нашего прихода экскурсию на внутренние леса (примерно за неделю до их разборки), у меня были все основания задуматься. Полутора годами раньше я посетил в Академии Художеств выставку эскизов к этим росписям. Современный заказной труд, сделанный по старым фотографиям и по немногим сохранившимся оригиналам. Ужас от этого зрелища сковал мою речь на три дня. Если я и пытался говорить, то только об этом… Театральные позы, одеревенелая телесность, пустые или - страшнее - горящие сатанинской злобой глаза… Если такие "образы" - духовное зеркало России, то её ждёт неминуемая гибель…

Экскурсия наша была назначена на шестое ноября – день празднования иконе «Всех Скорбящих Радость», один из моих личных праздников. Новых встрясок я в этот день не хотел. До сих пор не знаю, что заставило меня решиться. Захватив с собой на всякий случай одну «зеркалку» с моноклем F-32 мм и три пленки, шестого ноября 1999 года на полтора часа я оказался в храме.

…Леса доходили до центрального барабана – более сорока метров высоты. Живопись, предназначенную к рассматриванию с такого расстояния, можно было потрогать. Переменившая масштаб и руку исполнителя, она уже не ужасала. Ее пространство сталкивалось с пространством лесов, местами освещенных (работы почти завершились) и превращало в призраки посторонних ему людей. Неожиданно для себя я стал снимать. Некоторые сюжеты просто как композиции, другие – через силу и с откровенным отвращением, понимая уже, что я призван засвидетельствовать нечто, превосходящее мое понимание. Насколько это все мало зависело от меня, коллеги выведут хотя бы из такого факта: при выдержках 1/2 – 1/8 сек. с рук на две с половиной катушки – всего две смазки.

…Задним числом, возвращаясь к этим фотографиям в течение многих месяцев, я понял, что в той встрече – встрече малой части современного церковного народа с внешним символом современной же Русской Православной Церкви, как в капле воды, можно прочитать ее, Церкви, духовное состояние. Отсюда и название всей серии, вынесенное в заголовок.


2001 год

P.S. 2015. Не устаю удивляться пророческой силе фотографии… Каков финал!

Как думаете, почему все наши «лабиринты» кончаются «тупиками»? Не потому ли, что любое «назад» - путь в новый тупик, а надежный выход бывает только «вверх»?