…Когда один церковный художник, около года проработавший на росписях Храма Христа Спасителя, предложил братии нашего прихода экскурсию на внутренние леса (примерно за неделю до их разборки), у меня были все основания задуматься. Полутора годами раньше я посетил в Академии Художеств выставку эскизов к этим росписям. Современный заказной труд, сделанный по старым фотографиям и по немногим сохранившимся оригиналам. Ужас от этого зрелища сковал мою речь на три дня. Если я и пытался говорить, то только об этом… Театральные позы, одеревенелая телесность, пустые или - страшнее - горящие сатанинской злобой глаза… Если такие "образы" - духовное зеркало России, то её ждёт неминуемая гибель…
Экскурсия наша была назначена на шестое ноября – день празднования иконе «Всех Скорбящих Радость», один из моих личных праздников. Новых встрясок я в этот день не хотел. До сих пор не знаю, что заставило меня решиться. Захватив с собой на всякий случай одну «зеркалку» с моноклем F-32 мм и три пленки, шестого ноября 1999 года на полтора часа я оказался в храме.
…Леса доходили до центрального барабана – более сорока метров высоты. Живопись, предназначенную к рассматриванию с такого расстояния, можно было потрогать. Переменившая масштаб и руку исполнителя, она уже не ужасала. Ее пространство сталкивалось с пространством лесов, местами освещенных (работы почти завершились) и превращало в призраки посторонних ему людей. Неожиданно для себя я стал снимать. Некоторые сюжеты просто как композиции, другие – через силу и с откровенным отвращением, понимая уже, что я призван засвидетельствовать нечто, превосходящее мое понимание. Насколько это все мало зависело от меня, коллеги выведут хотя бы из такого факта: при выдержках 1/2 – 1/8 сек. с рук на две с половиной катушки – всего две смазки.
…Задним числом, возвращаясь к этим фотографиям в течение многих месяцев, я понял, что в той встрече – встрече малой части современного церковного народа с внешним символом современной же Русской Православной Церкви, как в капле воды, можно прочитать ее, Церкви, духовное состояние. Отсюда и название всей серии, вынесенное в заголовок.
2001 год
P.S. 2015. Не устаю удивляться пророческой силе фотографии… Каков финал!
Как думаете, почему все наши «лабиринты» кончаются «тупиками»? Не потому ли, что любое «назад» - путь в новый тупик, а надежный выход бывает только «вверх»?